Идея петербургского метрополитена вынянчена поколениями инженеров. Это - творение разума, одолевшего сопротивление природы. Красота его подземных залов соперничает с изяществом наземных дворцов. Начиналось же метро, как это часто случается в российской истории, с неверия...
В начале ХIХ века город был не особо велик, но в надёжной переправе через Неву нуждался отчаянно. В 1820 году Тимофей Торгованов, мещанин, самодеятельно овладевший инженерной наукой, подал генералу Милорадовичу собственноручно исполненный прожект тоннеля под Невой.
Просил прожектёр о милости: пусть-де граф представит чертёж государю, император не обойдёт вниманием полезного начинания! Генерал выразил сомнения касательно целесообразности подземного тракта, но похлопотать обещал. Александр I проект рассмотрел, любомудрие Торгованова оценил в 200 рублей и посоветовал больше не заниматься глупостями.
С того момента проекты железнодорожного транспорта, передвигающегося по подземным и надземным тоннелям, нарождались чуть не ежегодно. Реалистичность идей взрастала медленно. Лишь в 40-х годах ХХ века план строительства метрополитена начал реализовываться.
Первый поезд от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания» прошёл лишь в 1955 году. Одиннадцатикилометровая линия насчитывала восемь станций. В целях удешевления и ускорения работ было принято решение уменьшить сечение тоннелей (по сравнению с выработками Московского метрополитена) на полметра, а в оформлении станций - обходиться без обильного декора.
Декларируя сугубую утилитарность метрополитена, власти лукавили. Русский архитектурный стиль зиждется на украшательстве, а метро северной столицы просто обязано стать орудием пропаганды. Архитекторы, художники, скульпторы сделали всё, чтобы станции подземной железной дороги внушали восхищение и трепет всякому посетителю метро.
Первые проекты питерских станций следовали московской моде. Богато изукрашена станция «Автово». Хрустальные колонны, поддерживающие свод, - роскошь, присущая лишь Северной Пальмире. Кроме «Автово», колонны из розового стекла установлены в Зимнем дворце и во дворце Екатерины в Пушкине. Правда, из 46 станционных колонн в хрусталь одеты лишь 16. Подобная «скромность» - следствие курса на отказ от архитектурных излишеств, принятого во времена Хрущёва.
Для украшения станций использовались местные породы самоцветного камня, тем более что в расположенных неподалёку от города месторождениях добывались замечательные образцы гранита, лабрадорита, габбро. Когда радушные южане решили одарить ленинградский метрополитен кавказским мрамором, на спилах камня обнаружились отлично различимые остатки морских животных ушедших эпох. Рассмотреть веточки кораллов, цветы морских лилий, затейливо свитые раковины моллюсков можно на станции «Площадь Ленина».
Каждый уважающий себя советский город имел среди своих архитектурных достопримечательностей хотя бы одну «летающую тарелку» - как правило, зал собраний при каком-либо учреждении. Однако Ленинград с его классической архитектурой от подобной «попсы» отказывался. Но осадочек остался... И вот в 2008 году городской совет Санкт-Петербурга утвердил проект наземного сооружения станции метро «Горьковская» в виде импозантного купола летающей тарелки. Здание сразу стало украшением района.
В начале 60-х Ленинградский метрополитен ввёл в действие станцию новаторского образца. Благодаря особенностям конструкции «Парк Победы» и другие подобные сооружения получили наименование станций закрытого типа. В народе утвердилось название «горизонтальный лифт». Пассажиров удивило наличие автоматических раздвижных дверей между колоннами станции. Двери вагонов точно соответствовали дверям станции...
К сожалению, удобный и безопасный «горизонтальный лифт» оказался слишком дорогим в строительстве и эксплуатации. Построено и используется всего 10 станций этого типа.
Устоявшиеся правила пользования эскалаторами предполагают, что пассажиры справа по ходу ступенек - стоят, те же, кто слева - идут. В инструкциях, утверждённых руководством транспортной организации, расположение и поведение едущих на эскалаторе не нормируется ровно никак. Принцип правостороннего стояния, гордятся петербуржцы, - пример исключительной способности граждан города к самоорганизации. Точно так же думают жители всех других городов, метрополитены которых оснащены эскалаторами.
Туроператором "ФОРТУНА" города разработано несколько маршрутов по метрополитену Петербурга. Знающие гиды готовы открывать туристам тайны самого северного метро России.