Туроператор ФОРТУНА Home
туры Санкт-Петербург, Питер, поездка, гостиницы Holland Deutsch Fransais English Русский
Главная
Предложения
Туры в Петербург
Экскурсии
Москва
Гостиницы
Предложения
Туры в Петербург
Туры по России
Экскурсии
Москва
Гостиницы
Предложения Туры в Санкт-Петербург Туры по России Экскурсии в Санкт-Петербурге Москва Гостиницы
Речные круизы
Весна 2019
Морские круизы
Туры за рубеж
Последний звонок
Трансфер
Аренда вертолета
Галерея
Статьи о туризме
Турагентам
Способы оплаты
О нас
Отзывы туристов
Вакансии
Контакт
Наши партнеры
Карта сайта
Архив

Skype Me™!

Press to send message 303443518

т. (812) 717-62-36
т. (812) 717-70-28
т. (812) 717-74-34
т. (911) 849-32-85
Написать письмо

info@fortuna-travel.ru





Каталог


НОВГОРОД КРЕМЛЬ РЕСТОРАНЫ ЮРЬЕВ МОНАСТЫРЬ СОФИЙСКИЙ
СОБОР
ГОСТИНИЦЫ МУЗЕИ ТУРЫ ВИТОСЛАВЛИЦЫ ЯРОСЛАВОВО ДВОРИЩЕ И ТОРГ

Софийский собор

Софийский собор, Великий Новгород

Из всех сохранившихся сооружений, которые построили славяне на территории России, Софийский собор является древнейшим. Постройка относится приблизительно к середине XI века (следовательно, древнее Софийского собора только крестово-купольные храмы Абхазо-Византийской архитектуры X века в Карачаево-Черкесии). Строили Софийский собор византийские мастера на месте первого христианского храма – деревянной дубовой церкви Святой Софии «о тринадцати верхах», помогали им киевляне и новгородцы, строительство продолжалось пять лет. Этот тип пятинефного крестово-купольного храма встречается довольно редко – такие храмы строились на Руси только в определённый период, и сохранились, кроме Новгорода разве что в Киеве, но центральный купол Новгородского значительно выше. Первоначально главы собора, имели шлемовидную форму. В середине XII века он стал главным храмом Новгородской вечевой республики. «Умрём за Святую Софию» - говорили воины Александра Невского, уходя в боевые походы. У стен Софии на Соборной площади созывалось новгородское вече. Здесь в особенно торжественной обстановке избирали владык города, принимали иноземных послов, великих русских князей.
Интерьер собора так же монументален и величествен, как и его фасады. Внутреннее пространство разделено рядом массивных столпов на пять нефов. На полатях, или хорах, охватывающих собор с севера, запада и юга расположены роскошные светлые интерьеры, предназначенные ранее для князя и его семьи, знатных гостей, бояр.
Из внутреннего убранства собора особый интерес вызывают до сих пор сохранившие фрагменты оригинальной росписи 1109 года, а также единственная фреска XI века, сохранившаяся в России до наших дней, - «Константин и Елена». Вызывает особый интерес алтарный многоярусный иконостас, сформировавшийся в течение нескольких столетий и сохранивший свою основу до наших дней с 1528 года. Он один из самых древних и грандиозных на Руси – его ширина 17,5 метров, высота достигает 11 метров. Из икон XV –XVI века, представленных тремя иконостасами, можно выделить одну из самых почитаемых в православии чудотворную икону Божьей Матери «Знамение». Во время осады Новгорода войсками суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году, в лик иконы попала стрела, из глаз Богородицы потекли слезы. Случилось чудо, в тот же миг на осаждающих словно нашло затмение, в страхе и смятении, впав в ужас, они перестали отличать своих от чужих. Пользуясь паникой, начавшейся при виде этого в суздальском войске, новгородцам удалось их победить. С XII века этот образ является главной святыней Великого Новгорода. Замечательное паникадило напротив царских врат у главного алтаря, выполненное в 1600 году (вес 1,5 тонны) по преданию подаренное Софийскому собору Борисом Годуновым, говорит о пышности и величии внутреннего древнерусского убранства, о мощи и богатстве Новгорода.

Интересные факты:
С крестом новгородского храма Софии связана интересная легенда; голубь, венчающий купольный крест, считается окаменевшим от ужаса при виде расправы Ивана Грозного над новгородцами в 1570-м году. Легенда имеет продолжение: пока сидит на кресте Софии сей голубь, стоять Великому Новгороду, а слетит он, тут и городу конец. Следует добавить, что сам крест, будучи вывезенным во время второй мировой войны в Испанию на правах трофея, был возвращён храму лишь в 2004-м году министром обороны Испании, в обмен на копию. Сейчас он находится внутри собора в качестве экспоната, и его можно рассмотреть вблизи - в то время как купол венчает копия идентичная той, что отправили в Испанию.

Софийский собор, Великий Новгород
Софийский собор, Великий Новгород Софийский собор, Великий Новгород
Софийский собор, Великий Новгород Софийский собор, Великий Новгород
Софийский собор, Великий Новгород
Софийский собор, Великий Новгород Софийский собор, Великий Новгород
Софийский собор, Великий Новгород
Софийский собор, Великий Новгород
Софийский собор, Великий Новгород Софийский собор, Великий Новгород Софийский собор, Великий Новгород
Софийский собор, Великий Новгород Софийский собор, Великий Новгород Софийский собор, Великий Новгород
Софийский собор, Великий Новгород Софийский собор, Великий Новгород Софийский собор, Великий Новгород

Магдебургские врата.

Сегодня это уникальный экспонат – подлинное произведение романских мастеров, выставленный на обозрение в западном портале, Главном входе Софийского собора - двери бронзового литья, отлитые мастерами города Магдебурга для собора Успения Приснодевы Марии в польском городе Плоцке. Есть две версии появления этих ворот в Новгороде. По одной из них, они были привезены из Византии самим Великим Князем Владимиром. Вторая версия связана с морским походом новгородцев в 1187 году в шведскую столицу Сигтуну, её разорением, захватом и убийством архиепископа Уппсальского – ворота были вывезены в качестве военного трофея. В зависимости от той или иной версии ворота называют также Сигтунскими или Корсунскими вратами.
Вне зависимости от версий их появления, довольно интересно наблюдать уже сам факт наличия католических сюжетов в интерьере православного храма: изображения архиепископов Плоцкого и Магдебургского, звериные маски, отсутствующие в православной традиции, латинские надписи (с добавленными русскими переводами), и, наконец, изображение сотворения святой Евы, идущее вразрез с православным каноном. Особое внимание вызывают ручки в виде львиных голов, к которым прикреплены рукоятки в виде змей, - символизирующих ад, человеческие головы в пастях львов – это грешники, которых ад сей поглощает.

Интересные факты:
Следуя версии о происхождении ворот из Сигтуны, требование о возвращении Магдебургских ворот в Швецию впервые было озвучено ещё в 17-м веке, во время русско-шведской войны королём Густавом Адольфом. Новгородцам, впрочем, даже в условиях шведской оккупации, удалось настоять на отмене этого требования. Мотивировалось это тем, что лишив город ворот, сквозь которые митрополит попадает в собор ежедневно, шведы получат в ответ призывы к восстанию.

Магдебургские  врата, Великий Новгород Магдебургские  врата, Великий Новгород Магдебургские  врата, Великий Новгород
Магдебургские  врата, Великий Новгород Магдебургские  врата, Великий Новгород
Магдебургские  врата, Великий Новгород Магдебургские  врата, Великий Новгород

Звонница Софийского собора.

Звонница  Софийского собора, Великий Новгород

Также, как и о комплексе Софийского собора или Новгородского кремля, летописные упоминания о звоннице относятся к числу самых ранних. Первое упоминание связано с нападением на Новгород половцев в 1066-м году. Принято считать, впрочем, что колокола звонницы были в то время незначительного размера, а соборной колокольни не было вообще. Поэтому, официальной датой строительства комплекса называют 1437-1439 г. Её несложно вывести из тех же летописей; после сильного наводнения подмывшего старую звонницу поступило распоряжение о строительстве новой. Современный облик звонницы Софийского собора – результат многочисленных перестроек XVI – XIX веков.
Наибольший интерес ансамбля звонницы представляют, конечно же, старые колокола. Два из них были отлиты по требованию Бориса Годунова в 1589-м году. Самый большой из колоколов непосредственно в Новгородском Кремле «Праздничный», отлитый в 1659 году мастером Ермолаем Васильевым, весит 1614 пудов, то есть около 26,5 тонн. В помещении звонницы представлена «коллекция софийских звонов». В летний период разрешён подъем на смотровую площадку сооружения, откуда открывается прекрасная панорама на Древний торг и Ярославово дворище, реку Волхов и южные окрестности Великого Новгорода.

Интересные факты:
Новгородская легенда рассказывает, что однажды от звона новгородского колокола, конь Ивана Грозного встал на дыбы, а царь, оказавшись в воде, приказал отрезать колоколу одно крепёжное «ухо». Подобный комический сюжет о взаимоотношениях Ивана Грозного и независимого Новгорода является для преданий города расхожим.
Сигнал к собору подавал вечевой колокол, особый звук которого знал каждый новгородец и не путал его с церковным звоном.
После многолетней вражды между московским властелином Иваном III и Новгородом, 13 января 1478 года архиепископ, бояре, жители и купцы новгородские присягнули на верность великому князю московскому, прекратила свое существование Новгородская республика. Иван III вернулся в Москву с трофеем – вечевым колоколом Новгорода, который позже был водружен на одну из московских кремлевских звонниц. По новгородской легенде, вывезенный вечевой колокол не желал покидать новгородских земель и под Валдаем, упав с саней, рассыпался на множество колокольчиков, которые проезжавшие мимо ямщики стали привязывать к дугам своих коней.

Звонница  Софийского собора, Великий Новгород
Звонница  Софийского собора, Великий Новгород Звонница  Софийского собора, Великий Новгород
Звонница  Софийского собора, Великий Новгород
Звонница  Софийского собора, Великий Новгород Звонница  Софийского собора, Великий Новгород
Звонница  Софийского собора, Великий Новгород Звонница  Софийского собора, Великий Новгород Звонница  Софийского собора, Великий Новгород





© 2003-2019 ООО "ФОРТУНА". Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.
Наша политика конфиденциальности